Водный туризм, сайт Турвода  

Суббота, 27.04.2024, 12:23
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Новости сайта

При сборе информации по Тульским засекам выяснилось, что часть засек, которую я считал восточной частью Малиновой засеки оказалась вполне самостоятельной частью Тульских засек, которая носит название Завитай. Часть статьи перенесена сюда...

Просмотров: 1221 | Добавил: mrAlex | Дата: 17.01.2018 | Комментарии (0)

Кто то знает как называются леса вокруг Тулы? Кроме Щегловской и, может быть, Малиновой засек вряд ли. А такие названия как Заупская, Сенецкая, Федяшевская, Лихвинская, Полошевская, Сенецкая, Кортосеневская и Оленьковская засеки? А где находятся?

Читать далее...

Просмотров: 496 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

В статье "Пешком по Малиновой Засеке" появилось продолжение - вторая часть...

Перейти...

Просмотров: 462 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

Сходив три года назад в Ловозерские Тундры, захотелось, конечно, сходить и в Хибины,  однако друг, не побывавший в Ловозерье, мечтал о Сейдозере. Так что идея совместить оба горных массива пришла в голову довольно быстро.

Читать далее...

Просмотров: 541 | Добавил: mrAlex | Дата: 26.09.2017 | Комментарии (0)

1 2 3 4 »
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Водные маршруты Среднего Урала. Река Сылва (продолжение)

Водный туризм. Лоция. Средний Урал. Река СылваСкачать карты - часть 1часть2

Легенда карт: 
НN - место ночёвки, ПN - место перекуса(обеда), где N - ходовой день похода.

 

25 июля.

ПБ (1 час после ночёвки)

проплыли деревню Красный Яр. По ПБ, после подвесного моста, место со скамейками и столом. Места для ночлега мало.

ЛБ (2 часа или 14 км после ночёвки)

Стоянка (место обеда) со столом в конце деревни Сылвенская одина, луг, вдалеке лес.

Здесь мы приготовили обед. А сервировали… под столом: дождь.

На левом повороте в деревне Черный яр галечный пляж по ЛБ. Далее, в деревне Зенино по ПБ галечный пляж на острове.

Сылва может приготовить приятный сюрприз даже для… любителя вышедшей из обихода железнодорожной техники. Не доходя около 1 км до деревни Спасо-Барда на ПБ видны паровозы. Это одна из баз запаса «Шумково». Ещё недавно здесь стояли под охраной сотни единиц подвижного состава – законсервированных локомотивов и вагонов. Впоследствии часть паровозов оказалась на постаментах и в музеях, вагоны укатили в неизвестном направлении, и сегодня «Шумково» – это пара десятков «Лебедей» (паровозов серии «Л»), один «советский румын» серии «Э» и цистерна, собранные в отстойнике на краю леса. Для эксперта здесь давно не сезам – остались самые массовые серии в образцах 50-х годов. Но техника на удивление в удовлетворительном состоянии, а немузейная возможность беспрепятственно проникнуть куда угодно – хоть в топку паровоза – такой интерактив дорогого стоит… На экскурсию оденьтесь попроще – а ля кочегар – да не забудьте фонарик с фотоаппаратом. А кто не прочь потеряться не только во времени, но и в пространстве, пусть не бежит впереди паровоза:

встать лагерем лучше пораньше, на…

ПБ (21 км от места обеда, выше устья реки Лек)

так же в Голландии называется один из рукавов Рейна. На карте Генштаба здесь обозначена нежилая деревня Скворцово, от которой не осталось ничего, кроме роскошной луговины. Стоянка, пригодная для днёвки, есть и на ЛБ, почти напротив.

Около одного из раскидистых осокорей, самого живописного, мы и остановились на днёвку. Место с достаточно удобным подходом к воде, а вот нормальные дрова далековато... На экскурсию к паровозам сплавлялись полкилометра вниз, а потом упорно выгребали против течения. Через Лек перебраться много короче и проще, но противоположный берег показался сильно заросшим, чтобы пробовать пробиться.

26 июля.

Дневка.

Утром нас разбудило характерное чавканье проголодавшихся телят. Большое стадо двухлеток, в ушах бирки с инвентарным номером и… днём рождения. Не найдя, кого бы поздравить, попрактиковались в ремесле пастуха (поскольку настоящего на этот раз с ними не было) и отогнали покладистую животину на безопасное – в основном для развешанной на просушку одежды и прочей соблазнительной мелочи – расстояние. Пару-тройку раз на мотоцикле с коляской приезжали местные, похоже, проверяли рыболовные снасти, стоящие постоянно в ручье поблизости.

27 июля.

На правом повороте реки на ПБ перед деревней Спасо-Барда навес на лугу, вероятно, тоже места выпаса. Поодаль виден карьер с соответствующей техникой.

ЛБ (за мостом после деревни Спасо-Барда)

стоянка.

ЛБ (напротив впадения притока – река Барда)

стоянка с каркасом бани.

За устьем Барды - высокий, поросший разнотравьем берег со следами фортификационных работ. Наверху безымянный памятник со звездой, очевидно героям Гражданской.

ПБ ( перед деревней Сухой лог в конце луга)

стоянка.

ПБ (после деревни Сухой лог)

стоянка в начале горы с камнем Лобач (19 км после ночёвки), в лугу, до поворота на юг.

У самого камня Лобач две стоянки (места обеда), достаточно замусоренные. Ближайшая к камню – с неплохим очагом и столом.

Здесь мы обедали. На склонах чудное уральское разнотравье: цикорий, горная гвоздика… На сам камень можно взобраться несколькими путями. Самый пологий начинается, когда дорога, идущая вдоль камня, заворачивает за него. Пройдя полпути можно подняться и по сыпухе крутого склона. А последний вариант, ещё покруче – если идти со стоянки на камень «в лоб», огибая его справа. Небезопасно в сырую погоду! С Лобача можно изучить свой дальнейший маршрут по Сылве на ближайшие часа полтора.

После поворота реки на север, не доплывая живописного хребта (трёх гор, популярных у местных дельта- и парапланеристов – Пеньковской, Мыщелки и Колымаги) есть две стоянки по ПБ. Первая из них – в осокорях – симпатичнее и уютнее на вид.

ПБ (деревня Посад)
стоянки 
перед деревней (на левом повороте реки) и после неё перед 
урочищем Клёновое.

Читая Торопова, в очередной раз убедились в неактуальности его красотоописаний: никакой деревни Клёновой с 40-километровым видом во все стороны нет и в помине: одноимённая гора плотно поросла лесом, а деревни – жилой или нежилой – не отмечено даже на карте Генштаба.

В начале урочища Лопата симпатичная стоянка на высоком склоне, через некоторое время еще одна стоянка, и еще одна на лугу – все по ПБ, для любителей отдохнуть «там, где тревожно гудят, стучат поезда…». Тем не менее вставать рекомендуем именно здесь, не углубляясь в Лопату.

Следующая стоянка – уже в точке максимального удаления от железной дороги. Высокий ЛБ, ступени с поручнями, есть небольшой мосток-причал. Но сама стоянка оказалась расчавкана и неуютна: сказались дожди и популярность урочища. Через некоторое время по ЛБ – рыбацкая стоянка. Палатки ставить практически негде.

Мы остановились на стоянке у выхода из Лопаты по ПБ (21,5 км от Лобача). С воды увидели автомобильный съезд, поднявшись по которому обнаружили полузаброшенную дорогу вдоль берега, очаг со скамьей и заваленный каркас навеса.

Стоянка в паре сотен метров от деревни Нижние Частые, можно подняться лесом по склону и дойти до экологической тропы с претенциозной табличкой «Рифы Пермского моря» (куда она ведет, мы не проверяли…) и до тропы, которая приводит к двум камням-бастионам. К сожалению, пещер, заслуживающих внимания, в камнях мы не нашли, пришлось довольствоваться каким-никаким видом на реку, лес и железную дорогу с оранжевыми человечками. Так в очередной раз описание Торопова для нас оказалось дезинформирующим.

28 июля.

Днёвка.

29 июля.

ПБ – поселок Нижние Частые, где-то здесь учебно-научная база «Предуралье» Пермского универа. С воды видны информационные стенды с картой охраняемой территории, правилами поведения и возможными карами за их несоблюдение. В Нижних Частых пара выходов к воде со знаками, запрещающими причаливать, и множество – причаливать приглашающими. Голубые кнехты – это находка! Затем порядка десятка стоянок разной степени живописности и удобства по ПБ и пара стоянок, удобных для антистапеля с выброской к ж/д платформе Камаи, по ЛБ. Начиная с этих Нижних Частых поход можно заканчивать и в случае автомобильной выброски: по ПБ из города Кунгур проложен отличный грейдер. Ещё в 1-2 км ниже по течению есть несколько удобных мест для антистапеля и
ночёвки с автомобильным подъездом.

Надо отметить, трансфер в Кунгур может стОит вполне приемлемо, таксисты отличаются аккуратностью и пунктуальностью: конкуренция велика.

Водный туризм. Лоция. Средний Урал. Река СылваТолько закончилась череда стоянок, как показался камень Ермак, ПБ (всего 6 км после ночёвки). Около него в ряд выстроились 5-6 оборудованных пикниковых площадок с бетонными кольцами вокруг очага, кое-какой мебелью, а также турником и качелями у одного из костровищ.

Одна поляна переходит в другую, но есть место для стоянки более уединенное, сумрачное и подальше от воды (близ площадки с мусорными контейнерами, в начале тропы наверх справа от Ермака), или пара стоянок с выходом к воде, но узкой тропкой к дороге, что отсекает автомобилистов. С дровами, конечно, напряжёнка. Топливо нужно или привозить с собой, или довольствоваться безнадёжно сырой хвойной обрезью, которую здесь вываливают для туристов близ той-же помоечной площадки. Особо ловкие «лесорубы» добывают дрова наверху, после чего сбрасывают с многометровой высоты, но… здоровее привезти с собой.

Камень Ермак – место настоящего паломничества кунгуряков, пермяков, пионеров из местных лагерей и просто проезжей и проплывающей публики. Самый пологий путь для «восхождения» – справа, от помойки. Самый быстрый, но в меру трудоёмкий – правее обзорной площадки, от придорожного информационного стенда. Смотровая площадка на самом верху огорожена, но на наших глазах один из пионерских отрядов зачем-то подогнали прямо к пропасти. Аллюзия на спартанские методы «работы» с трудными подростками на этом и закончилась: несчастных детей просто заставили по очереди подойти к самому краешку, растопырить руки на манер Кейт Уинслет в «Титанике» и пропищать: «Я все сумею!! Я все смогу!!!»...

О сотовой связи: под Ермаком на неё лучше не рассчитывать. Чтобы заказать машину, нам пришлось предпринять марш-бросок в сторону Кунгура через руины довоенного д/о «Песчанка» и забавный дачный посёлок едва не до Филипповского карьера (МТС). Пока шли, местами «нитевидный пульс» был у Билайна и Мегафона. Похоже, с местным Utel та же картина… Шанс обрести сигнал повышается и на верхушке Ермака, но, опять же, зависит от погоды и времени суток…

Вот и всё, на этом водная часть нашего похода завершилась. С места последней стоянки мы доехали на заказанной машине до Кунгура, где наши рюкзаки на сутки приютило багажное отделение ж/д вокзала. Платите 165 руб за место в справочной вокзала, а кладовщика следует искать работающим по совместительству… в платном туалете на платформе, как раз по соседству с багажным отделением. Куда направиться в Кунгуре в первую очередь знают все – конечно, Ледяная пещера (в некоторых источниках - Кунгурская пещера). Поезжайте автобусом №9 до конца, а вот остановка «Пещера» автобуса №2 пусть никого не морочит: по-видимому, это место продажи билетов и переправы к пещере с другого берега Сылвы… ещё при царе. Прокат теплой куртки на месте – 100 руб, не утеплившись как следует, стоит только посетить Музей карста (слева от входа в пещеру). Если не ограничивать пребывание в городе одним днём, неплохо было бы зайти в краеведческий или музей истории купечества. Тем не менее впечатлений и наблюдений из этого старинного городка мы с собой набрали предостаточно – но это уже отдельная тема..

.

Водный туризм. Лоция. Средний Урал. Река СылваНа следующий день ни свет ни заря кунгурской электричкой выехали в город Пермь, где снова вещи – в камеру хранения (о ней я уже писал), и двинули в просыпающийся город… Во-первых, для тех, кто в Перми впервые, хочется рекомендовать туристический маршрут «Зеленая линия». Уже дома на том же сайте обнаружили маршрут «Красная линия», но в августе эта трасса была с другим «наполнением» – посвященным победе в Великой отечественной. Во-вторых, стоит зайти в Художественную галерею 
– непременно к «пермским богам» и, если повезёт, на временные выставки, которые готовятся здесь с большим вкусом и знанием дела.

Пожалуй, первый раз водный поход мы заканчивали «буферными» городскими прогулками, позволяющими несколько смягчить радость от предстоящего возвращения к московским трудовым будням с такой разноплановой и по-своему уникальной уральской реки как Сылва. Реки, на которой хотелось бы ещё не раз оказаться... Теперь главное, не забыть: турист букинисту не товарищ!

Команда «Sampo5» (Москва)

июль-август 2015г.


Сайт "Турвода" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz