Водный туризм, сайт Турвода  

Понедельник, 20.08.2018, 07:32
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Новости сайта

При сборе информации по Тульским засекам выяснилось, что часть засек, которую я считал восточной частью Малиновой засеки оказалась вполне самостоятельной частью Тульских засек, которая носит название Завитай. Часть статьи перенесена сюда...

Просмотров: 140 | Добавил: mrAlex | Дата: 17.01.2018 | Комментарии (0)

Кто то знает как называются леса вокруг Тулы? Кроме Щегловской и, может быть, Малиновой засек вряд ли. А такие названия как Заупская, Сенецкая, Федяшевская, Лихвинская, Полошевская, Сенецкая, Кортосеневская и Оленьковская засеки? А где находятся?

Читать далее...

Просмотров: 84 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

В статье "Пешком по Малиновой Засеке" появилось продолжение - вторая часть...

Перейти...

Просмотров: 70 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

Сходив три года назад в Ловозерские Тундры, захотелось, конечно, сходить и в Хибины,  однако друг, не побывавший в Ловозерье, мечтал о Сейдозере. Так что идея совместить оба горных массива пришла в голову довольно быстро.

Читать далее...

Просмотров: 159 | Добавил: mrAlex | Дата: 26.09.2017 | Комментарии (0)

1 2 3 4 »
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пешком по поморским селам

Маршрут 1 к.с ?

Карелия, Лоухский, Кемский р-н. пос. Амбарный - р. Мурашева - бывшая база ВМФ (Белое море) - с. Гридино - пос. Калгалакша - пос. Энгозеро. + пос.Кузема - пос. Поньгома - пос Кузема
Протяженность около 205 км + 22 км (Кузема - Поньгома - Кузема)
Рекомендуемое время прохождения: август - сентябрь (будет хорошая рыбалка +грибы+ягоды) 
Особенности: 
1. Маршрут проходит в основном по дорогам, но есть места, где придется идти по воде (иногда значительно выше колена - "в общем, вам по пояс", как говорил старшина в фильме "А зори здесь тихие")
2. Регулярно будут магазины, где можно купить продукты 

3. Наибольшее удаление от ж.д. не более 2 дней пути - легко в случае необходимости прекратить маршрут. Тем более, что попутные машины будут по нескольку раз в день
Подъезд: поезд до ст Амбарный
Отъезд со станции Энгозеро. Электричка 3 раза в неделю - вторник, четверг, воскресенье. В сторону поселка Лоухи по утрам (7-8 часов), в сторону Кеми днем (14-15 часов)

Карелия, Белое море пешком, река МурашеваОчередной поход (2015 год) мы решили опять совершить пешком, посмотрев северную Карелию в другом ракурсе. Всегда ходили на воду, что не дает всей картины. Сразу сообщу, что оно того стоило - Карелия показала нам совсем другие виды, кроме того была проведена разведка для будущих возможных выездов на Белое море на авто (о чем я буду сообщать в тексте).

Старт похода в поселке Амбарный, куда мы прибыли почти в полночь. Пройдя несколько сот метров до развилки, мы свернули налево в лесок и быстро поставив палатку (я наконец то сшил новую палатку-тент в форме пирамиды, о чем можно прочесть здесь) улеглись спать, думая, что вышли из поселка. Однако проснувшись очень рано утром (спали под тентом без внутренней палатки) под назойливое З-З-З-З (а как говорил Винни Пух: "Это З-З-З-З неспроста!) решили, что менять форму лица с помощью комариных волдырей рановато. Вылезли и убедились, что наша хорошая стоянка на плоском, посыпанном хвоей месте, находится вплотную к разрушенному дому за которым видны вполне жилые дома. Впрочем никто нас не беспокоил, так что место в целом вполне приемлемое для сна. Тем более, что мы брали с собой газовую горелку на экстренные случаи и приготовили скромный завтрак без костра.

От станции Амбарный следует пройти около 12,5 километров в направлении поселка Энгозеро. Ошибиться практически невозможно. Дорога не пересекает ж.д. пути и уже через 3,3 км будет заметный ориентир мимо которого пройти просто не получится - это мост через озерную протоку. Мост недлинный, к западу от него через озеро можно увидеть железнодорожное полотно. Примерно через 10,5 - 11 км от станции справа появится бывший аэродром Энгозеро. От него мало что осталось, точнее лес в этом месте заметно моложе чем вокруг. Как нам разсказали местные жители, аэродром функционировал во время Великой Отечественной войны. Там базировались летчики, прикрывавшее небо Карельского фронта.

Сразу же за аэродромом будет развилка, где следует свернуть налево (на восток). Дорога будет тоже достаточно укатанная, но все же на глаз будет видно, что ею пользуются реже.

Готовясь к походу, я сделал кучу вырезок со спутниковых фотографий, чтобы не ошибиться поворотом. Как оказалось для первого (да и второго тоже) дня эта мера излишняя. Все ответвления настолько отличаются от основной дороги, что ошибиться тяжело. Примерно через 15,5 километров от развилки дорога будет пересекать реку Мурашева. Пройти за ходовой день 28 километров вполне реально - дорога отличная. Трекинговая обувь (точнее говоря горные ботинки) не понадобится. Но вот если перевести это новомодное слово на руский, то получится "дорожная обувь" - а вот это уже не лишнее. Мы шли в кроссовках. Это неплохо, но тонкая подошва не самый лучший вариант для карельских дорог - гранитный щебень попадается регулярно и здорово ощущается стопой. К тому же песок будет проникать в обувь постоянно, особенно когда придется идти по лужам (вначале мы пытались идти по краю, зачерпывая меньше воды, но уже на второй день шли не обращая внимания на лужи). Так что идеальным наверное было бы решение идти в сандалиях на флисовый носок (крутые трекинговые носки ни фига не спасли мои ноги от мозолей, а вот в самопальных флисовых было вроде покомфортнее. Но это чистый субъективизм - песок проникал и в них. Чего с собой не стоит брать, так это простые носки. Они рвутся ну очень быстро) и чтоб у этих сандалий в качестве подошвы был бы легкий, но жесткий вибрам. В общем простые кроссовки подойдут вполне - не стоит покупать что то специально. Более того, мои кроссовки на момент приезда уже имели несколько отверстий между подошвой и верхом, а также пару дырок на самой подошве. По моему это только способствовало быстрому оттоку воды после луж, а песок через них похоже не забивался. Больше как то через верх при форсировании луж.

Карелия, Белое море пешком, грибыСтоит добавить, что на этом участке пути у нас было напряжно с водой. С Амбарного мы тащили на себе по поллитра питьевой воды (этого нам хватало на переход), а на обед мы остановились у роскошной лужи, которые начали, правда, появляться только к концу перехода, что нас уже начинало беспокоить. И еще один момент - грибы! Они там растут просто на дороге. Даже не на обочине, а прямо по центру! Маслята, подосиновики, подберезовики, белые... В общем авоська из нетканой мембранки в которой обычно у меня едет карта к концу перехода оказалась доверху набита отборными грибами, что с одной стороны меня радовало, а с другой стороны привело меня к мысли, что, по крайней мере, в этом походе Я! НИКОГДА !!! НЕ ПОДБЕРУ !!! НИ ОДНОГО ГРИБА !!!!!!

Карелия, Белое море пешком, грибыПример грибного изобилия на фото - это подосиновики, потрескавшиеся от жары. Семь штук из одной точки! Пересчитайте! Ну где еще увидишь такое безобразие?

А на следующем фото грибы из моей авоськи - вот это я и называю ОТБОРНЫЕ!

В общем несколько килограмм к стартовому весу я прибавил. И даже находясь у меня в тарелке эти грибы не перевесили чашу моего терпения в сторону чревоугодия. Больше по дороге мы их не собирали (впрочем мы все равно ели их столько сколько хотели, пусть и не такие отборные)

Карелия, Белое море пешком, река МурашеваУ моста через реку Мурашева есть три хорошие стоянки. Одна не доходя метров 30-50 до моста слева. Там мы стояли первый раз. Стоянка небольшая по площади, но хватает на две палатки. Есть столик с лавочками, оборудованное кострище и отличный вид на озеро. Вторая метров за 15 после моста справа. Гораздо хуже и сильно загажена. Может поэтому и показалась хуже. 

Карелия, Белое море пешком, река Мурашева, мост

В любом случае третья стоянка неоспоримо лучше всех. Проход к ней как раз напротив второй стоянки, только надо пройти через болото метров 50. Болото сухое, так что никаких проблем не доставит. Зато сама стоянка чисто туристическая (машина к ней не подъедет). Не только со столом, кострищем, но и с великолепными огромными камнями на вершину которых в щели ведет лесенка из камней и деревянных чурбаков. Карелия, Белое море пешком, река Мурашева, стоянкаА еще у камней стоит идол около которого так хорошо фотографироваться... Мест для палаток там хватит на целый летний лагерь. Для автотуристов мост через реку Мурашева является наверное самым серьезным препятствием. Он достаточно разбит, но при мне по нем проехала Шевроле Ланос, зацепив, правда, чем то за бревна. Все таки эта дорога не для таких машин. Нивы, УАЗики и их иностранные собратья проезжают мост без проблем.

Через три километра после моста развилка где мы свернули налево. Поворот налево (на север) не явный - дорога ответвляется под острым углом и лишь потом плавно сворачивает на север. Свернуть не туда с нее тоже вряд ли получится, так как все ответвления явно хуже основной дороги. Есть пара заметных ориентиров на которых мы останавливались на передышку. Сначала будет труба с приличным ручьем, почти на треть возвышающаяся над самой дорогой. Примерно через час с небольшим хода крутой подъем с гранитными плитами наверху. Очень удобны для лежания и комаров более менее сдувает. 

Следующий ориентир довольно важный. Там справа совершенно незаметно примыкает старая еле заметная дорога (под острым углом против хода движения - поэтому в глаза не бросается) и метров через 200 также под острым углом уходит направо. Основная дорога слегка забирает влево. На перекрестке (если так можно это назвать) справа есть небольшая площадка с кучкой небольших валунов, на которых можно удобно посидеть. И все же наша дорога выглядит более накатанной, хотя к этому времени уже могут появиться сомнения - дорогой пользуются нечасто. Скажу сразу, что на этом кольце (от моста через Мурашево к озеру Рыбное и дальше, в сторону озера Нижняя Кювиканда, а потом через озеро Кривое снова к Мурашевой) за два дня нам не встретилась ни одна машина. Даже звука двигателя не было слышно, хотя свежие следы протекторов были почти постоянно. Могу предположить, что этой дорогой пользуются не чаще одного раза в неделю или две.

Еще один заметный ориентир - два озера с обеих сторон дороги. Сначала появляется правое (там же видна стоянка средней паршивости), а затем, метрах в 70 от дороги левое. Там мы остановились на обед. Для обеда места более чем достаточно, а вот стоянку лучше все же делать на правом озере чуть ранее.

Карелия, Белое море пешком, болото, ГридиноПереход до озера Рыбное особенно ничем не запомнился - местность однообразная и ко второму дню уже приедается. Озеро Рыбное с дороги видно не будет, но пройти мимо просто невозможно. После старой малонаезженной дороги вдруг открывается шикарный перекресток трех дорог. Просто автобан какой то. Если свернуть налево, то через километр вы попадете на Рыбное. Время шло к вечеру и мы, пройдя около 25 км уже были готовы остановиться на ночлег, поэтому оставив рюкзаки на перекрестке пробежались вдоль берега Рыбного. Ни одного места пригодного для стоянки не нашли. Вернее стать то можно где угодно, но хотелось комфорта. Пошли по правой дороге, так как планировали выход на Нижнюю Кювиканду и от нее к Белому морю. Оттуда мы должны были по берегу пройти до села Гридино. Еще дома был рассмотрен вариант (в случае если не удастся попасть на Нижнюю Кювиканду) выхода к Белому морю по дороге в сторону бывшей базы ВМФ (от моста через Мурашева прямо). Как оказалось не зря.

Пройдя километра полтора мы вышли на высоту, господствующую над всеми окрестностями. Там было ответвление налево, но мы проскочили его. Посмотрев дома спутниковые снимки еще раз, мы решили, что именно это ответвление должно было привести нас куда то, откуда до Кювиканды было бы ближе всего. Можно было заночевать на этой высоте, благо место вполне пригодно. Единственный минус - до воды надо было бы пройтись минут 5-10. Пройдя еще немного, мы вышли на озеро, где тоже можно было бы стать на ночлег, но видимо от усталости и от близости цели опять ринулись вперед. Где то там же, судя по спутниковым снимкам, было еще одно ответвление налево, которое тоже могло бы приблизить нас к цели, но мы его почему то не увидели, а вместо этого свернули в третье, которое оказалось старой лесовозной дорогой и, похоже, привело нас в конце концов на озеро Кривое, где мы и стали на ночевку. 

Место для стоянки было просто отвратное - никаких ровных, тем более вытоптанных площадок нет. Одно ископаемое кострище я нашел, но места под палатки там не было и в помине. Кроме того обилие кровососущих. В общем, приготовив ужин на газе по быстрому завалились спать. А ночью пошел дождь.

Утром все небо оказалось затянутым тучами и предвещало продолжение дождя, поэтому мысль о возвращении и проверке пройденных вчера ответвлений в голову никому не пришла. Решили вернуться к основной дороге (тем более, что рисунок протектора на ней был!) и пройти по ней до 13-00. Затем, если ничего интересного не встретим, вернемся по уже пройденному пути.

Каково же было наше удивление (и это несмотря на то, что компас упорно показывал, что мы движемся в сторону юга!), когда ближе к 12-00 мы выскочили на уже знакомую дорогу!  Это был тот самый перекресток с примыкающими незаметными дорогами, по одной из которых мы и вернулись. В общем, как в анекдоте: "Кольцевая - подумал Штирлиц". Кстати по пути мы прошли хорошую рыбацкую стоянку у озера, помеченного на Генштабовской карте отметкой 69,2 и надписью "сараи". 

Стоит отметить, что несмотря на отсутствие машин на этой дороге, следы протекторов были постоянно. По нашим оценкам на Нивах там вполне можно проехать. Для седанов конечно дорога непроходима.

Карелия, Белое море пешком, река МурашеваМысль о том, что надо еще раз попробовать выйти на Кювиканду как то сама собой отпала у всех. Решили, что от этой точки мы запросто к вечеру прибежим опять на Мурашева и станем на ту самую третью великолепную стоянку, где и проведем свою первую дневку. Потертости ног и усталость первых трех дней просто требовали небольшого отдыха. К тому же мы мечтали о рыбалке (наивные. В этом походе рыба не ловилась ни в пресной, ни в соленой воде. Ни в реках, ни в озерах, ни в море!). В общем как думали, так и сделали - вечером мы уже фотографировались у идола под камнями. 

После дневки мы за один день дошли до берега моря (это около 26 км). Ответвления от дороги есть, но основная дорога намного более наезженная, так что уйти в сторону можно только специально постаравшись. Ориентиры по пути есть, к тому же этот участок маршрута намного более разнообразен. Попадаются не просто красивые места, а даже не совсем характерные для Карелии. Так, примерно через 14,5 км слева будет очередной карьер (довольно крупный), после которого дорога раздваивается. Идти можно по любой - они скоро сойдутся в одну. Собственно с этого места и начинаются самые красивые места на пути. Сама дорога становится чисто песчаной из песка яркого желтого цвета. Извивы дороги среди высоких зеленых сосен производят сильное впечатление. Мне, например, сразу вспомнилась песенка из "Волшебника Изумрудного города", которую поют герои, идя по Желтой дороге. Такое вот немного сказочное место оказалось. Дальше - еще интереснее. Дорога поднимается на очередную высотку и там то как раз и будет самы нехарактерный участок. Карелия, Белое море пешком, бывшая база ВМФМы прозвали его "дюнами". Невысокие сосенки, кочки с водяникой (она же вороника, она же шикша) растут прямо на песке. Никакой лесной подстилки - только песок и зелень. И хотя мы не испытывали усталости, но все же остановились, чтобы поесть шикши и поваляться на "пляже". Здесь дорога разбегается на несколько рукавов, но мы пошли по тому, где отпечатки протекторов были самые заметные. В любом случае все эти рукава дороги снова собираются в одну дорогу, которая после "дюн" опускается в низину и идет параллельно довольно высокой каменной стенке. Стенка не очень длинная, но довольно крутая и даже производит впечатление рукотворной. Тоже очень красивая местность.

Где то через 3 километра от карьера будет раздвоение дороги, где придется задуматься по какой идти. Правый рукав - хорошо наезженная грунтовка. Левый - явно отсыпанная и ухоженная дорога. Неважно по какой идти, но через пару сотен метров они пересекаются. Тут уж мы не особо колебались и пошли по отсыпанной. Скорее всего они опять сошлись вместе, но отсыпанная кажется короче.

Через пару километров дорога начинает огибать большое болото. Тут было особенно много ягод вдоль дороги. Брусника, клюква, немного голубики и ... гадюки. Гадюк выползает на дорогу довольно много - лежат, греются. Некоторые не успевают удрать от машин и лежат уже совсем плоские и высохшие.

Сразу после болота начинается очередное красивое место - обилие высоких камней в лесу, дорога петляет и довольно скоро выводит к очередному озеру с хорошей, хотя и порядком загаженной стоянкой. Это последнее озеро на пути к морю, так что если есть желание порыбачить на пресной воде, то остановиться придется именно здесь.

Через сотню метров для автотуристов будет очередное препятствие в виде моста. Мост в плохом состоянии, но при нас на нем лежала стальная решетка. Если мост не покажется надежным, то можно легко проехать правее него, вброд. Брод неглубокий.

Карелия, Белое море пешком, бывшая база ВМФПримерно через километр дорога выходит на берег у бывшей базы ВМФ. Стоянок там довольно много, но мы выбрали место, пройдя через территорию бывшей воинской части (повернув налево) и выйдя на берег за пресным озерком (район губы Могильная), которое и служило нам источником воды. Вода темно коричневая с характерным болотным запахом, поэтому мы пили ее только кипяченой, но на море вряд ли удастся найти воду более прозрачную, чем в большом водоеме. Все лужи и ручьи еще наваристее. Кстати подойти к воде можно только в одном месте - на берегу дальнем от морского берега. Все остальные участки берега заболочены.

Карелия, Белое море пешкомНа следующий день мы пошли по берегу в сторону Гридино, планируя остановиться на ночевку, а возможно и на дневку, если будет рыбалка, на море. От места нашей стоянки мы прошли около 4,5 км по относительно прямому берегу (кстати жители Гридино называют весь берег на север от села Прямым. Даже несмотря на заливы. Стоит только посмотреть на карту берега на юг от Гридино в сторону Калгалакши сразу становится ясным почему). Затем начались обходы заливов. Честно говоря, выйдя на северный берег губы Дмитриева немного южнее мыса Кирбей, я ужаснулся увидев открывшиеся просторы губы. Неужели это можно пройти пешком? Да не просто пройти, а пройти быстро? Оказалось можно и не так то уж тяжело. Есть небольшая тонкость - идти надо в районе пика низкой воды, тогда не придется продираться сквозь лес, а всего лишь прогуливаться по плотному мокрому песочку. 

Карелия, Белое море пешком, Гридино

Ну и иногда прыгать с камня на камень, но это не сложнее ходьбы по куруму. Надо только помнить, что вся морская растительность, имеющаяся на камнях довольно скользкая. Лучше выбирать для ходьбы голые камни. Да и песочек тоже лучше выбирать чистый - он в отличие от покрытого разными отложениями, не вязкий.

Чуть пройдя вглубь губы сразу же наткнулись на две избы, точнее избу и сарай размером с избу. На стене табличка - ИП Имярек (не помню фамилию хозяина). Сделав фото на память пошли в обход губы, собирая по пути ракушки, выброшенные на берег. Удалось найти пять штук красивых раковин 5-7 см в длину. Кажется это что то из нептуний. Раньше я таких не видел, хотя был на Белом море несколько раз. Вот и отличие пешего похода от водного.

Пройдя около 5,5 км вдоль берега остановились на ночевку. Хоть и необорудованное место попалось, но такое уютное. Единственный минус - рыба не ловилась совершенно. Итого за день пройдено около 10 км. Немного, но иначе мы бы уперлись в Гридино, чего не хотелось. Реально конечно проходить в два раза больше, а вот 30 км как по дороге вряд ли. Надо совсем уж легкие рюкзаки, а у нас на старте были около 20 кг.

Карелия, Белое море пешком, село ГридиноНа следующий день мы встали поздновато, но все же застали низкую воду и довольно быстро добежали до реки Гридина (срезая путь переходами вброд проток между островами и небольших заливчиков. Зеленая растительность, похожая на обыкновенную траву говорит о топкости дна, но мы спешили). Еще бы полчаса и нам пришлось бы идти до перекатов, чтобы перейти реку, а так проскочили ее довольно в широком месте. Глубина на главном русле была такая, что я, стараясь идти по крупным камням на цыпочках все же достал до воды дном рюкзака. Несильно - внутри ничего даже не намокло.

На берегу губы в самом устье Гридины огромная поляна к которой подходит наезженная дорога. Тут видимо постоянно стоят автотуристы. По сравнению с берегом у базы ВМФ здесь нам показалось хуже - отсутствуют места для ловли с берега. Да и на лодке придется уходить от стоянки довольно далеко. С другой стороны из Гридино недалеко до Калгалакши, а там совсем другое море. Но об этом в свое время, когда доберусь до описания Калгалакши.

Карелия, Белое море пешком, село ГридиноСело Гридино следует отметить особо. Из посещенных нами поморских сел Гридино произвело самое лучшее впечатление. Главная его достопримечательность - это имеющийся там краеведческий музей! Может конечно это сказано слишком громко, т.к. музей занимает всего лишь одну комнатку в здании бывшей школы, а ныне клуба и держится благодаря усилиям замечательной женщины, коренной поморки Филипенко Ирины Александровны (видимо даже не имея официального статуса - об этом я просто забыл спросить. Ирина Александровна, если вы прочтете эти строки, то обязательно откликнитесь!). Вся экспозиция собрана ею лично и заслуживает самого пристального внимания.

Написал предыдущий абзац и задумался... А ведь все таки стоит написать о селе Гридино и его музее отдельную статью! Тем, кому интересна эта тема - СЮДА.

Кроме музея в Гридино имеется церковь Николая Чудотворца, к сожалению в плачевном состоянии (тем не менее ни в Калгалакше, ни в Поньгоме не сохранилось и такого) и магазин бывший открытым даже в воскресенье! (В Поньгоме мы этим заведением не интересовались ибо рядом Кузема, где магазинов несколько, а вот в Калгалакше магазин был закрыт в будний день и как нам сказали "он куда то уехал"). В общем зайти в это село стоит непременно! Если будут возможности и желание можно привезти с собой и передать в дар музею любые реликвии, связанные с жизнью и бытом поморов. Да и любая информация, связанная с этой темой не повредит - Ирина Александровна с удовольствием общается с туристами и будет благодарна любым сведениям, которые могут ей помочь в ее исследованиях. По этому поводу она сообщила нам нескольо интересных фактов, но об этом в отдельной статье. Ссылка в предыдущем абзаце.

Всего от места предыдущей стоянки до центра Гридино (а это и магазин, и церковь, и музей) мы прошли около 5,5 км. Еще 7,5 км пришлось пройти до моста через речку Кятка. Там мы остановились на ночевку. Место для стоянки вполне приемлемое - каменные плиты, хороший спуск к воде. Вот только палатки придется ставить с помощью камней - колышки воткнуть в гранит без перфоратора не удастся.

На следующий день, пройдя около 9 км мы обнаружили неплохую дорогу в сторону моря. Пройти по ней не пытались, но видели, что со стороны моря выехал ЛендКруизер. Насколько она проходима для других машин неизвестно. Еще через 2,5 км обнаружился перекресток Энгозеро - Гридино - Калгалакша, где мы и свернули на Калгалакшу, намереваясь заночевать на море. От перекрестка до Калгалакши 8,5 км. Еще метров 900 до моста через Калгу, дойдя до которого мы поняли, что никакой ночевки на море не будет. Карелия, Белое море пешком, село КалгалакшаМоре в районе Калгалакши больше всего напоминает то же Энгозеро, а сам поселок здорово похож на поселок Энгозеро. Даже мост через Калгу навеял воспоминание о мосте в Энгозере около которого мы обычно устраивали стапель / антистапель. Берега окрестных заливов заболочены, предполагаемых мест для стоянок не видно и мы решили ночевать на Калге, мост через которую (не тот, на котором мы стояли, а в 2,5 километрах оставшийся позади) мы полчаса назад прошли.

Стоянка на Калге у моста хорошая, но как и многие попавшиеся, здорово загажена. Тем не менее это лучшее место для ночевки. Одна проблема - дрова. Но так всегда бывает на подобных стоянках - слишком уж много туристов видимо проходит, подбирают и сухостой и валежник. Однако что для туриста-водника тяжело, для пешеходника вполне нормально. Пройдя метров 300 по дороге в лесу у обочины можно найти достаточное количество горючего. Даже таким туристам как мы - без топоров и пил. За один заход мы принесли запас дров и на ужин и на завтрак.

Карелия, Белое море пешком, река КалгаНа следующий день мы решили дойти до системы озер в верхнем течении Калги (Пиртозеро, Пиртламбина, Верхнее, Среднее и Нижнее Амбарные, Мяндозеро). Через 25 км, пройдя ответвление дороги на Верхнее Амбарное озеро (и дальше в сторону реки Сиг, озера Лисье итд) мы обнаружили малозаметное ответвление и, проведя разведку без рюкзаков, вышли на озеро ниже Пиртозера по течению Калги. Обустроенных стоянок мы не обнаружили, но остались на ночевку.

На следующий день, в надежде на рыбалку, мы прошли всего 6 км (плюс еще километров 6 без рюкзаков в качестве разведки, дойдя до развалин деревни Нижемская, что на озере и реке Нижма). Заночевали на безымянной ламбине, что напротив озера Нижма всего в 400 метрах от основной дороги. Подкупило наличие сразу двух перспективных в плане рыбалки водоемов и оборудованной стоянки со столиком, лавками и даже очагом, сложенным из кирпичей! Вот только на столе кто то нацарапал ножом слова "рыбы нет" и они оказались пророческими. Ягод в окрестностях тоже было не густо. Видимо ко всему прочему сказалась близость поселка Энгозеро - мы несколько раз встречали и машины и мотоциклиста, которые бродили по лесу в поисках грибов и ягод. Мысль о дневке с рыбалкой сменилась мыслью "а не подъехать ли нам на электричке до Куземы, чтоб опять сходить к морю, а заодно посетить еще одно поморское село Поньгому?" Как раз следующий день был четвергом!

Долго не раздумывая, с утра по быстрому помчались на станцию. Всего то оставалось 14 км! Посетив магазин в Энгозере (захотелось сладенького - разжились чаем и пряниками) и пройдя от станции Кузема еще чуть болше 3 км мы остановились на известной многим туристам стоянке в губе Домашняя - там многие заканчивают маршруты по Воньге, Калге, Ундуксе, Сигу, Куземе, Поньгоме и по чисто морским маршрутам. В первую ночь, выйдя из палатки, чтобы посмотреть на ночную природу я увидел на небе странную молочно-белую полосу. И ведь подумалось "неужели это полярное сияние?". Оказалось оно и было. Это мы узнали на следующий день от людей, встретившихся в Поньгоме. На нашей стоянке основное зрелище видимо закрывал лес, да и тусклое оно какое то было. Не то что в прошлом году в Ловозерских Тундрах. Но тоже осталось в памяти.

Карелия, Белое море пешком, село ПоньгомаПрогулка от этой стоянки до села Поньгома добавляет чуть больше 15 км. Само село особого впечатления не произвело, а вот заметное количество автотуристов немного удивило. На наш взгляд для рыбалки более интересные места все же в районе Гридино и бывшей базы ВМФ.

Карелия, Белое море пешком, губа Домашняя, губа ПоньгомаОставалось только набрать ягод домой, накормив при этом огромное количество гнуса (впервые столько увидел!), хорошенько отдохнуть, насладиться напоследок роскошными видами и, в воскресенье, на электричку до Кеми, а там и поезд домой.

Подводя итог, скажу, что вряд ли я пойду в Карелию пешком еще раз, но один раз это сделать все же было надо. Впечатления совершенно другие нежели от водных походов!


Сайт "Турвода" © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz