Водный туризм, сайт Турвода  

Суббота, 20.04.2024, 00:56
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Новости сайта

При сборе информации по Тульским засекам выяснилось, что часть засек, которую я считал восточной частью Малиновой засеки оказалась вполне самостоятельной частью Тульских засек, которая носит название Завитай. Часть статьи перенесена сюда...

Просмотров: 1218 | Добавил: mrAlex | Дата: 17.01.2018 | Комментарии (0)

Кто то знает как называются леса вокруг Тулы? Кроме Щегловской и, может быть, Малиновой засек вряд ли. А такие названия как Заупская, Сенецкая, Федяшевская, Лихвинская, Полошевская, Сенецкая, Кортосеневская и Оленьковская засеки? А где находятся?

Читать далее...

Просмотров: 494 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

В статье "Пешком по Малиновой Засеке" появилось продолжение - вторая часть...

Перейти...

Просмотров: 462 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

Сходив три года назад в Ловозерские Тундры, захотелось, конечно, сходить и в Хибины,  однако друг, не побывавший в Ловозерье, мечтал о Сейдозере. Так что идея совместить оба горных массива пришла в голову довольно быстро.

Читать далее...

Просмотров: 538 | Добавил: mrAlex | Дата: 26.09.2017 | Комментарии (0)

1 2 3 4 »
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Река Ундукса

Маршрут 2 к.с.
Карелия, Лоухский р-н. р. Ундукса - оз. Лешево - оз. Магрино - Белое море
Протяженность около 110 км
Рекомендуемые суда: надувные лодки (с байдарочными удлиненными веслами), КНБ, каяки
Рекомендуемое время прохождения: август - сентябрь (будет хорошая рыбалка +грибы+ягоды. В сентябре незабываемое впечатление получите от собирающихся к перелету стай уток, гусей, лебедей)
Особенности:
1. Крайне узкая и мелководная река в верховьях
2. Заметный по протяженности переход по Белому морю
Подъезд: поезд до ст Кузема или Энгозеро, далее электричка Кемь-Лоухи или в обратную сторону до станции Сиг (только не до станции Ундукса - там протекает река Сиг!). От остановки электрички пешком вдоль путей на юг - что то порядка километра или менее. У моста через реку вполне приличное место для сбора плавсредств. Там же можно и покушать - впереди таких удобных мест вы долго не увидите.
Отъезд со станции Кузема. Расстояние от точки причаливания (если не будете заходить в речку, а остановитесь на удобном берегу рядом с моторнымми лодками жителей Куземы) до станции порядка 5 км. Можно сходить в поселок и нанять машину для перевозки, можно и дойти пешком - дорога отличная.

Скачать топографическую карту маршрута 1см-1км
Скачать топографические карты 1см-500м Кузема и устье Ундуксы
Посмотреть фотографии Ундуксы и озер, Белого моря
Фотографии на картах google (выложенные Masilla) выставлены по координатам, полученным с помощью навигатора. Им можно верить.



       Маршрут можно разделить на 4 неравные части.
     Первая часть проходит в верховьях Ундуксы. Река представляет собой большой ручей. Ширина составляет 5-10 метров. Глубина в ямах не измерялась, но не думаю, что слишком большая. На перекатах требуются постоянные проводки и перетаскивания судов через камни. Очень много завалов, которые преодолеваются как снизу, под деревьями, так и сверху. Надо быть готовым преодолевать их и по берегу. Некоторые завалы проходятся после выпиливания прохода ручной пилой. В общем выбор достаточный. На этом участке мест для стоянок практически нет. Участок тяжелый, скучный, но по своему красивый. Однако рекомендую проходить его как можно быстрее.
    Перечислю четыре неплохие стоянки (неплохие по меркам Ундуксы. Не стоит на этой реке искать лучшего. Я дважды был на этой реке и оба раза часть группы двигалась по берегам, чтобы облегчить проход лодок. Две стоянки из этих четырех были найдены именно пешей частью группы - с воды они почти не видны).
     Первая стоянка годится для ночевки в том случае, если вы приехали на реку вечером и желаете просто немного удалиться от деревни. Она находится в паре километров от ж.д. дороги. Ориентир - ЛЭП. Стоянка на правом берегу непосредственно перед ЛЭП.
    При средней скорости прохождения вы вполне легко можете добраться за один переход до второй стоянки. Ориентир очень заметный - река, больше похожая на ручей, неожиданно разливается заметным плесом и под 90 градусов сворачивает направо. Как раз на повороте, на левом берегу можно заметить тропки подходящие к берегу. Не обращайте внимания на болотистую местность и сочащиеся ручейки - высаживайтесь. Стоянка является просто небольшим вытоптанным местом. Вид довольно непригляден, но, поверьте, это неплохая стоянка...
     Переход до третьей стоянки также не очень большой. Кстати каждый последующий переход будет все проще и легче...

    Стоянка находится после правого поворота реки и напротив каменистого сужения. Левый берег - довольно высокий, скальный. Наверху имеется место для пары палаток. В любом случае рекомендую выйти размять ноги и подняться наверх. По моему - это самое красивое место в верховьях реки.
     Четвертая стоянка самая лучшая на этом участке маршрута и может считаться более менее нормальной даже для маршрутов с большим количеством посещений. Ориентир - расширение реки до небольшой ламбинки и поворот на 90 градусов налево в конце ламбины. Выход на стоянку на правом берегу прямо на повороте. Не беда если проскочите стоянку - второй ориентир не проскочите точно. Сразу за левым поворотом (метров 15-20) будет поворот направо и вы увидите перепад воды и услышите порог. В порог не входить! Вернитесь обратно и чальтесь. Возможно порог проходим для каяка, но мы шли первый раз на катамаране четверке (это мазохизм - не повторяйте наших ошибок!), а второй раз на надувных ПВХ лодках (на мой взгляд - оптимальное судно для Ундуксы). Порог представляет собой несколько ступеней с водопадными сливами. Вот только высота сливов и расход воды такой, что годится только для игрушечных корабликов. Это в низкую воду. В высокую порог порог все равно недостаточно глубок, но уже представляет опасность - силы воды хватит, чтобы свалить человека и покалечить или утопить. Переночевав на этой стоянке, на следующий день можно отплыть ниже порога, благо троп для обноса вдоль порога с избытком.
     Переход с этой стоянки до озера Лешево длинный и такой же нудный. При большом количестве завалов вы можете не пройти за день этот переход и придется ночевать на любом более менее пригодном месте. Но после того как вы обойдете многолетний мощный завал в правом рукаве реки (да да - несмотря на размеры реки там будет остров), можете радоваться - ваши беды закончились! Начинается второй участок маршрута
    Вторая часть маршрута - озерная. Именно сюда я и стремился во второй раз. Здесь воистину царская рыбалка. Небольшие, но красивые озера (кстати мелкие и хорошо прогреваемые). И, главное, полное отсутствие людей. В озере Лешево две приличных (и даже очень приличных) стоянки. В первую вы уткнетесь выйдя в озеро после левого поворота (кстати рыбакам стоит потом вернуться в начало озера - в многочисленных болотистых протоках хорошо ловится хищник). Вторая стоянка точно напротив первой - на острове. Но подход к ней с противоположной стороны острова.
     Между озерами Лешево и Магрино множество небольших озер, на которых мы не останавливались, но подозреваю, что и там есть неплохие места. На озере Магрино есть плохонькая стоянка напротив небольшого острова и стоянка на левом берегу прямо напротив протоки - выхода из озера. Между протокой и стоянкой окажется небольшой красивый островок. Стоянки на Магрино похуже (и заметно) чем на Лешево, но рыбалка все также великолепна.
     Третья часть маршрута снова речная. Но здесь вам не придется тащить суда через перекаты. Эта часть вполне нормально проходится на плаву (нормально для Ундуксы - уж на камни то вы сядете непременно, но слезть должны без лишних проблем) Эта часть маршрута самая короткая и единственная слегка спортивная. Проходится за один день, поэтому стоянок мы на ней не искали.
В конце реки будет протока слева. Протока короткая и приведет в озерцо. В северо-восточной части озера видна возвышенность. Поставить палатки там можно. Огромный минус этой стоянки - заболоченный подход к воде. Однако стоять можно. Особенно если положить гать до воды. Отсюда до моря десять минут пешком (с морской стоянки можно прогуляться сюда).
     Четвертая часть - Белое море. Очень хорошая стоянка сразу в устье Ундуксы. Но можно встать и на острове напротив устья. Переход по Белому морю описывать не буду. Места там очень красивые. Стоянок полно. Две проблемы - вода (найдете в лужах, либо выкопав ямку в болоте) и ветер. Следствие ветра - волна на море. Для перехода по морю лучше выбирать вечерние или утренние часы. Можно и ночью. Переход до Куземы лучше запланировать на 2 дня. По пути обязательно отведайте жареных мидий и салат из фукуса (этими водорослями завалены в отлив все берега).


    Счастливого пути!


    На десерт - рецепт салата из фукуса: водоросли мелко порежьте, сбрызните уксусом, растительным маслом и добавьте тонко порезанный лук (либо чеснок, но это уже другой салат). Пусть постоит минут 30. Приятного аппетита!

 

Сайт "Турвода" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz