Водный туризм, сайт Турвода  

Четверг, 15.11.2018, 15:24
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Новости сайта

При сборе информации по Тульским засекам выяснилось, что часть засек, которую я считал восточной частью Малиновой засеки оказалась вполне самостоятельной частью Тульских засек, которая носит название Завитай. Часть статьи перенесена сюда...

Просмотров: 155 | Добавил: mrAlex | Дата: 17.01.2018 | Комментарии (0)

Кто то знает как называются леса вокруг Тулы? Кроме Щегловской и, может быть, Малиновой засек вряд ли. А такие названия как Заупская, Сенецкая, Федяшевская, Лихвинская, Полошевская, Сенецкая, Кортосеневская и Оленьковская засеки? А где находятся?

Читать далее...

Просмотров: 102 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

В статье "Пешком по Малиновой Засеке" появилось продолжение - вторая часть...

Перейти...

Просмотров: 97 | Добавил: mrAlex | Дата: 14.01.2018 | Комментарии (0)

Сходив три года назад в Ловозерские Тундры, захотелось, конечно, сходить и в Хибины,  однако друг, не побывавший в Ловозерье, мечтал о Сейдозере. Так что идея совместить оба горных массива пришла в голову довольно быстро.

Читать далее...

Просмотров: 179 | Добавил: mrAlex | Дата: 26.09.2017 | Комментарии (0)

1 2 3 4 »
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Хибины-Ловозерские Тундры 2017

Маршрут ? к.с.
Имандра — ущ.Аку-Аку — ущ.Юмекорр — пер. Юж.Чорргор — пер. Зап.Петрелиуса  — ущ.Рамзая — оз.Мал.Вудъявр — Кировск — р.Умба — р.Кица — руч.Куфтуай —  г. Паргуайв — руч.Уэлькуай — пер. Эльморайок — Ревда
Протяженность около 165 км (с учетом подъезда от Кировска до поворота на Коашву)
Рекомендуемое время прохождения: июль - сентябрь 
Особенности: 
1. Легкие аварийные выходы с маршрута почти повсеместно

2. Обозначенные на топографических картах отвесные стенки могут оказаться легко проходимыми 

Подъезд: поезд Москва - Мурманск.
Отъезд: удобен автобус из Ревды в 17-00. Как раз под вечерний поезд... Но необходима предварительная запись, иначе может не хватить мест!

Скачать топографическую карту маршрута 1см - почти 500м Ловозерские Тундры: Часть 1 и Часть 2; Хибины.

Посмотреть фотографии Хибин, Ловозерских Тундр

 

       Сходив три года назад в Ловозерские Тундры, захотелось, конечно, сходить и в Хибины,  однако друг, не побывавший в Ловозерье, мечтал о Сейдозере. Так что идея совместить оба горных массива пришла в голову довольно быстро. Как добираться из Кировска в Ловозерье собирались решить на месте: или идти пешком, огибая Умбозеро с юга , или добраться автобусами и поездом по маршруту Кировск - Апатиты - Оленегорск - Ревда.

 

Забегая вперед, скажу, что запланированный маршрут мы сократили - не пошли на озеро Академическое. Ну очень уж дожди надоели. За 13 ходовых дней только два были без дождя! А теперь по порядку...

Хибины исхожены туристами вдоль и поперек и, следовательно, отчетов на просторах Инета пруд пруди. Посему не буду повторять подробное описание того, что и так найти не проблема - опишу свои самые яркие воспоминания и ощущения. 

День первый. Прибытие. Ущелье Аку Аку.

Поезд пришел на станцию Имандра рано утром. Точнее около 5 утра. Количество туристов, вылезших из поезда на этой богом забытой станции впечатлило. Даааа, это вам не Полярный Урал! Видимо придется наступать друг другу на пятки.

Пока фотографировались у какого то здания здания с табличкой "Станция Имандра" (неужели тут вокзал есть? Проверять не стали) начал накрапывать мелкий дождик. Пошли вдоль ж.д. путей и рядом с мостом через речку Гольцовка обнаружили тропу с подвесным мостом. Перешли речку. Морось превратилась в заметный нудный дождик, однако одевать накидки пока не хотелось - в них было бы жарко. Сырость пока еще терпима.

Почти сразу за мостом тропа вывела на дорогу. По ней дошли до ЛЭП вдоль которой и пошли дальше. Поворот  на тропу в ущелье Аку Аку в хорошую погоду пропустить трудно - на опоре ЛЭП есть таблички. Но под дождем, который к тому времени перешел в категорию сильного, с надвинутым на глаза капюшоном накидки, мы чуть не пробежали мимо. Далее начался подъем и стало теплее, к тому же дождь ослаб опять до мелкого. Сразу напишу, что в Хибинах, почти везде где мы шли были тропы! В Ловозерье такого нет - там масса мест, где природа осталась нетронутой. Но, справедливости ради, скажу, что есть и участки плоскогорья с автодорогой.

Вид из ущелья Аку Аку на перевал Юмекорр. Хибины По Аку Аку идет широкая, натоптанная тропа. На перекрестке Аку Аку и тропы на Юмекорр много мест для палаток, но и народа там полно. Моя палатка была поставлена в 5 метрах от уже поставленной ранее палатки двух туристок.

От места стоянки довольно легко и интересно сбегать на окрестные вершины и перевалы. В нашем случае погода не побуждала к таким прогулкам, но я все же немного полазил по окрестностям и пофотографировал горы, покрытые толстым слоем облаков.

День второй. Юмекорр.

Утро порадовало густым облаком, заполнившим ущелье Аку Аку. Но хоть дождя не было. Позавтракав, сбегали вверх в сторону Юмекорра проверить видимость на перевале. Видимость оказалась метров 70. Приемлемо.

Ущелье Юмекорр. ХибиныБыстро собрались и пошли  вверх, пока погода не ухудшилась. Ущелье прошли ничего не увидев. Вертикальные стенки уходили куда то в туман и морось. Мрачно и безжизненно. Интересно как там в хорошую погоду?

Почти в начале спуска обнаружился снежник, который здорово облегчил нам спуск. Забегая вперед, скажу, что наш маршрут оказался очень удобен в плане прохождения перевалов - подъем был всегда по камням, а спуск всегда по снегу. Супер!

На снежнике  следы движения каких то раздолбаев то ли на рюкзаках, то ли на задницах. Надеюсь у них обошлось без травм, ибо такой спуск рано или поздно приведет к ЧП. Глупый риск. 

Пройдя снежник остановились передохнуть и тут появилось солнце. Тучи остались за перевалом. Нас догнала группа коллег-туристов, которые сообщили, что проходили Юмекорр через 5 минут после нас и у них небо очистилось, когда они были на перевале. Повезло им!

Довольно быстро пробежали вдоль ручья Меридиональный, перебрались по бревнам через Гольцовку, а затем и через Часнайок (а вот этого не надо было делать - тропа по левому берегу Часнайока кажется была лучше) и потом долго, мучительно шли вверх по Часнайоку. Тропа вдоль правого берега идет по склону, что довольно неудобно. Постоянно то спуски-подъемы, то курум, то сыпуха. Однако до стоянки дошли вовремя. Стали в пределах видимости перевала Южный Чорргор на границе леса. Искупался в Часнайоке с удовольствием, несмотря на обилие мошки. Солнце здорово подняло настроение!

День третий. Южный Чорргор.

Позавтракав и собравшись, сразу перешли Часнайок. Действительно - левый берег удобнее для ходьбы. Как обычно зарядил дождь, но пока шли к перевалу успел кончиться и даже начало выглядывать солнце.

Под перевалом каровое озеро. Обошли его справа и сразу начали подниматься. Позднее поняли, что это было ошибкой - крупный курум и довольно приличный уклон, вынуждали идти правее перевала. Примерно на трети подъема начался мощный ливень. Приметил крупный камень за которым смог бы немного укрыться от дождя, но пока шел к нему дождь также неожиданно как начался, так и кончился. Видимость улучшилась и мы увидели, что левее есть неплохая полка, где можно отдохнуть. На солнышке и ветерке обсохли и продолжили траверсом уходить влево. Как ни странно, но даже на куруме обнаружилась тропа - сколько людей должно пройти, чтоб это стало заметно?

Перевал Чорргор. ХибиныВид сверху открылся хороший. Наконец то можно было посмотреть вдаль и увидеть что то дальше своего носа!

Спуск опять порадовал длинным снежником под которым оказался уютный кар с озером. Пообедав, решили срезать маршрут и сразу уйти на перевал Западный Петрелиуса. Посему после обеда двинулись на ручей Петрелиуса где и стали на ночевку. Вечер опять порадовал хорошей погодой и прекрасными видами на гору Петрелиуса.

День четвертый. Петрелиус.

Утро было солнечным. Полные оптимизма довольно быстро пробежали до кара под перевалом Западный Петрелиус. Вид на склон горы Юдычвумчорр великолепный! Перевал Орлиный так и зовет! Но нам туда, где попроще и мы начинаем подъем на перевал Западный Петрелиуса. Подъем затяжной, не то что Чорргор,  с приличным количеством участков с сыпухой и живых камней. Наверху сильный ветер. Быстро пофотографировавшись побежали по очередному снежнику вниз. Солнце спряталось и похолодало. Когда спустились в кар, Юдычвумчорр начало затягивать облаком. 

Кар под горой Петрелиуса. ХибиныПосле ужина погуляли вокруг карового озера, поднялись вплотную к перевалу Восточный Петрелиус и осмотрели подъем на него. В общем вечер прошел интересно. Ночью поднялся очень сильный ветер и как обычно пошел дождь, варьируясь от сильного, до шквальных зарядов. Направление ветра часто менялось, но палатка моих друзей справилась на отлично. Моему же чуму смена ветра не страшна - он одинаков со всех сторон и его ветроустойчивость от направления ветра не зависит. Но об этом я писал ранее в статье "Тент (палатка) в виде шатра - пирамиды"

День пятый. Рамзай.

Утро пятого дня выдалось особенно мрачным. Облака лежали почти на головах. Ожидая ухудшения погоды собрались максимально быстро, но одному из нас, отставшему со сборами, пришлось упаковывать рюкзак под дождем. Облако опустилось ниже и видимость упала метров до 50. Ущелье Рамзая, вход в которое был совсем рядом, нашли с трудом. Помогли хорошо натоптанные тропы и туры, сложенные туристами.

Рамзай, также как и Юмекорр, прошли в плотном тумане. Наверное в хорошую погоду там красиво...

Спуск от Рамзая до озера Малый Вудъявр длинный и не очень интересный. Приятным исключением стал водопад где то на середине спуска. Там остановились передохнуть и пофотографироваться.

На Вудъявре стоянки  не очнь хорошие и к тому же заполнены туристами. Под проливным дождем начали разбивать лагерь на южном берегу озера, но выяснилось, что почва совершенно не впитывает воду и мы рискуем получить полностью затопленную стоянку. Дождавшись ослабления дождя, свернули палатки и перешли на ручей, текущий от безымянного озера с отметкой 375. Стоянка там не очень красивая, зато с нормальным грунтом, хорошим ручьем под боком и... в общем там оказалось лучше.

В этом месте есть связь, чем мы и воспользовались, позвонив домой. Поужинав, легли спать.

День шестой, седьмой, восьмой. Дорога в Ловозерские Тундры.

Утро началось отлично. Солнце, комары почти не кусают и вообще жизнь удалась. В Кировске выяснилось, что автобусы на Апатиты ходят часто, поезда до Оленегоска скорее всего тоже, но придется ночевать либо на вокзале, либо где то недалеко от него. Возможно под дождем - об этом нам сообщил мужчина, которого мы начали расспрашивать о дороге, посмотрев прогноз погоды в своем смартфоне. Он же сообщил, что есть автобусы до Коашвы, которые останавливаются у развилки от которой до моста через реку Умба всего 12 км. Предложил довезти нас до моста или куда то еще - я не запомнил, так как названная сумма вознаграждения за его труды повергла меня в глубокий шок - то ли 2500 р, то ли что то вроде этого. Автобус на Коашву отходил через 30 мин и мы предпочли его. Уже в автобусе выяснилось, что билет до развилки стоит 50 с небольшим рублей! Разница , однако!

Пройдя 2,5 км от остановки мы опять погрузились в проезжавший мимо УАЗ "Патриот" - добрый человек (огромная ему благодарность!), ехавший на Умбу, просто так подвез нас целых 10 км! Мир не без добрых людей.

На Умбе отобедали и двинулись по автомобильной дороге дальше. Дорога конечно есть, но проехать ее может не каждый! На одном авто я бы вообще не советовал туда соваться. И уж точно не седанам вроде какого то Хюндая Акцента (или что то вроде него), которого мы увидели тянущимся на веревке за чем то более проходимым. 

Комары на Кольском полуострове. Хибины, Ловозерские Тундры.День был солнечным настолько, что я шел раздетым по пояс несмотря на москитов! Первый день без дождя! Но в этой бочке меда нашлась и ложка дегтя - воды по пути не было совершенно. Не считая конечно обширных грязных луж на дороге. В поисках стоянки начали выбираться на насыпь бывшей железной дороги до Ревды. Обнаружили лужи в болоте, но теперь отсутствовали места для палаток. Пока время позволяло бежали дальше. Совершенно неожиданно посреди приличного болота обнаружилась труба под дорогой, сквозь которую лениво протекал болотный ручей. Прошли еще немного вперед и обнаружили старую, едва заметную дорогу, уходящую в лес. Остановились прямо на ней. Принесли воды из болота. Все оказалось почти хорошо если бы не кровососы. В лесу от них нет никакого житья, спасает только дымок от костра.

Утром как обычно проснулись под звуки дождя. Но нет худа без добра - на юбке моего чума обнаружился почти двухдневный запас чистейшей воды. Наконец то можно снова пить не экономя воду!

Железная дорога Кировск - Ревда. Кольский полуостровВ пути как уже привычно несколько раз попадали под дождь, но были и солнечные моменты. Один запомнился особенно. Мы старались останавливаться на отдых там, где насыпь дороги проходила болотистые участки, деревья расступались и дул ветер, очищая дорогу от гнуса. В одном из таких мест были такие теплые, широкие и чистые шпалы, так ласково светило солнце...

В этот день мы дошли до реки Кица и решили остановиться - там не так много мест с водой (не только попить, но и помыться!) и плоских участков под палатки. К сожалению те места, которые мы присмотрели не берегу около моста оказались загаженными туристами в самом прямом смысле! Ну неужели нельзя отнести свои фекалии куда то в сторонку? Или после нас хоть потоп?

В общем впечатление от места оказалось сильно испорченным. Спасла дорога, уходящая куда то в лес. Несмотря на кровососов остановились на ней.

Следующий день прошел привычно - железнодорожная насыпь, солнце, дождь - все вперемешку. К вечеру свернули в ущелье ручья Куфтуай и отправились по старой дороге искать избу, обозначенную у нас на карте. Избы мы не нашли. Не нашли даже намека на нее, только место, где она скорее всего когда то была. Зато в конце дороги оказалась вполне приличная стоянка с фонтаном, бьющим из трубы забитой в землю.

Немного пройдясь по лесу, выяснили, что до зоны горной тундры всего то каких то полкилометра. Так что дорога и даже тропа нам больше оказались не нужны. 

Вечером склон напротив нас накрыла воистину ужасная туча, однако дождя она не принесла. Даже странно.

День девятый. Куфтуай, Уэлькуай.

День выдался солнечный и теплый настолько, что я убрал белье в компрессионный мешок и пошел с голым торсом. Целый час я грелся на солнце и потел. Первый снежник приятно порадовал прохладным ветерком. Потом ветерок перестал казаться приятным и прохладным - на самом деле он был сильным и очень холодным. Примерно на трети подъема на гору Паргуайв я одел анорак, бандану, перчатки... Остальное надо было доставать из рюкзака. Решил терпеть - погода позволяла. Однако отдыхать ложились за большими камнями - сидеть было довольно холодно. В общем подъем на Паргуайв вдоль ущелья Куфтуая как и любой подъем особых впечатлений не оставил - головой крутить по сторонам не очень то и хотелось. Но стоило подняться на перевал Куфтуай и все сразу стало гораздо красивее и даже будто ветер немного утих. Все это конечно только казалось, потому что идти стало легче и появилось желание разглядывать окрестности. А поглядеть было на что - перевал Куфтуай явно ниже плато в отличие от северной части плоскогорья от Аллуайва до ущелья Тавайока. Там все как то однообразно.

Совершенно неожиданно открывается вид на верхнюю часть Куфтуая, замечательный вид на озеро под снежником на самом перевале и, главное, вдалеке уже угадывается долина Сейдозера.

Ущелье Уэлькуай. Ловозерские ТундрыСпуск вдоль Уэлькуая очень красив - ручей скачет по уступам, постоянно образуя разнообразные водопады. Здесь и мощные стены воды и каскады маленьких супенек. В общем чего только нет - водопады на любой вкус!

Спускались долго, постоянно фотографируя пейзажи и друг друга на фоне водопадов. Спешить было не куда - внизу было безымянное озеро на которым мы собирались остановиться на ночевку. Однако местность вокруг озера не понравилась и мы решили идти дальше вниз. 

Как обычно, стоянки не попадались, местность для ходьбы была не удобная - заросли перемежаемые курумом и когда терпение стало кончаться мы неожиданно выскочили на роскошную полянку со старым кострищем. Долго не раздумывая остановились на ночевку.

День десятый. Сейдозеро

Полдня ушло на спуск к Сейдозеру. Идти по лесу тяжело, по куруму неудобно, а тут еще постоянно попадаются ручьи... Хорошо хоть, что переправа через Мочесуай оказалась простой - оказалось достаточно широкого шага. В общем для тех, кто решится пройти вниз по Уэлькуаю, рекомендую держаться как можно ближе к склону Маннепахка и идти по краю курума. По лесу идти гораздо тяжелее. Но внизу в лес все же придется войти.

Вдоль Сейдозера идет отличная тропа, но об этом я уже писал. Поэтому повторяться не буду.

Дни одинадцатый, двенадцатый, тринадцатый. Куклухтнюнуай, Тулбнюнуай, Ревда.

Два дня мы потратили на радиалки большие и маленькие. Подъем вдоль ручья Куклухтнюнуай короткий, но крутой. Тропа идет до плато, но мы не стали подниматься на самый верх - как обычно пошел дождь и мы решили не рисковать, ползая по камням, покрытым мокрым мхом. Постояли у высокого отвесного водопада, пофотографировались. Куклухтнюнуай падает отвесно несколькими каскадами минимум метров на тридцать. Возможно и больше, но с того места до которого  мы добрались больше видно не было.

Водопад на ручье Тулбнюнуай. Ловозерские ТундрыНа следующий день сходили в долину Тулбнюнуая. Многие говорили нам, что подъем по Тулбнюнуаю на плато тяжелый, однако вдоль ручья заметная тропа! Подъем по Уэлькуаю несложен, но тропы вдоль него нет. Слишком высоко мы не поднимались - дошли до очень красивого водопада на левом берегу. Водопад отвесный и довольно высокий - есть на что посмотреть. Долина Тулбнюнуая тоже какая то уютная. В общем рекомендую посетить ее, тем более, что это совсем рядом с перевалом Эльморайок. Да и стоянки под перевалом имеются - не нужно бегать как это делали мы от Сейдозера.

Вернувшись на стоянку мы удостоились посещения егерей. Оказывается теперь для посещения Сейдозера нужна регистрация (дома попытался зарегистрироваться, но не понял где это сделать на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области). За отсутствие регистрации, костер и что то там еще нам сообщили, что общая сумма штрафов потянет на 5-6 тыс руб. Но на первый раз нас прощают. 

Что то мне подсказывает, что скоро посещение Сейдозера станет платным. В любом случае туда я больше не поеду - не люблю, когда мне указывают как идти, где стоять итд итп.

Жаль, еще одним замечательным местом для меня стало меньше!

В планах у нас было посещение цирков Раслака и Умбозера, но погода в очередной раз испортилась. Вид с перевала Эльморайок на Ревду был таким соблазнительным, что мы решили больше не мокнуть и отправиться домой на пару дней раньше.

Вот и все...


Сайт "Турвода" © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz