Водный туризм, сайт Турвода  

Пятница, 29.03.2024, 09:40
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Питание Выживание в обществе потребления Движение Калейдоскоп
Легкоходство Снаряжение

Каталог статей

Главная » Статьи » Движение

Современный странник: выживание в пути

Автомобилизация превращает нацию в рухлядь.Незнание особенностей своего организма и правил выживания в неблагоприятном температурном диапазоне и при избыточной солнечной радиации приводят к тому, что люди искусственно ограничивают возможности своего организма, прибегают к использованию транспортных средств тогда, когда в этом нет необходимости. В отличие от пешей ходьбы (при надлежащем качестве воздуха) автомобиль всегда отбирает здоровье. Ежегодно десятки тысяч автомобилистов и пешеходов погибают и травмируются, спеша жить и экономя время.

Длительное пребывание в автомобильной позе оказывает пагубное воздействие на сердечнососудистую и пищеварительную системы. Микросотрясения расслабленного организма при резком трогании с места и торможении способны нанести повреждения опорно-двигательному аппарату. Это особенно вероятно при наличии хронических заболеваний, которые не замедлят проявить себя, когда человек не уделяет времени для пешей ходьбы – наиболее физиологичного вида физической нагрузки.

Синтетические материалы, широко используемые при производстве автомобилей, применяемые нефтепродукты становятся особенно токсичными в жаркую погоду. Специфический неприятный запах даже заглушенного автомобиля ощущается в нескольких метрах от него, не слишком комфортно находиться и в салоне «железного коня».

Кто-то сожалеет о том, что отечественные машины уступают импортным автомобилям по качеству исполнения. Кого-то радует обстоятельство, что количество машин в городах становится сопоставимым с числом жителей. Кому-то не по себе при лицезрении лежащего отечественного автопрома. Но никому не нравится вдыхать автомобильные выхлопы днем и автомобильный смог ночью. Многим надоело захлопывать форточки, оперативно реагируя на подъезжающий к подъезду или трогающийся с места автомобиль.

При Советской власти в стране не было столько личных автомобилей. Их выпуск и приобретение сдерживалось, прежде всего, потому, что «не роскошь, а средство передвижения» рассматривалось как средство производства, которое ставит членов общества в неравное положение. В то время широкие проспекты не были запружены личными автомобилями, и вопрос о загрязнении ими окружающей среды не стоял так остро как сейчас, когда выхлопы автомобилей дают свыше 1/3 экологической нагрузки на природную среду, делают жизнь в городах непривлекательной и вредной.

Легковые автомобили мы получили вместо полноценной армии и оборонно-промышленного комплекса. Такое «поднятие с колен» уже приводит к потере окраинных территорий, по которым избегают ездить автомобилисты, облюбовавшие асфальтовые города.

Отчисления на восстановление Природы осуществляются из транспортного налога, поэтому сочувствовать автомобилистам, возмущающимся поборами, не стоит. По отношению к живущим ныне и потомкам преступно отравлять воздух и загрязнять почву нефтепродуктами с вымытого и лоснящегося любимца. Многие автолюбители осуществляют агрессию по отношению к себе, забывая, что их здоровье также является общественным достоянием. Вываливающийся из автомобиля «пельмень» мало что из себя представляет как боеспособная единица.

Не все знают, что пешеходные маршруты по значительной части территории России менее опасны, чем езда на транспорте и жизнь в больших городах. Природа куда гуманнее, чем социум, но необходимо учитывать так называемые «неблагоприятные факторы внешней среды» и знать правила выживания в пути.

1. Выбор маршрута. Пешеход пройдет, проползет и переплывет там, где не сможет пройти транспорт. Это позволяет, используя подробную карту, предельно спрямить маршрут, сделав его значительно короче, чем автомобильные и железнодорожные дороги. Только при отсутствии обходных путей приходится идти по обочине оживленной автомобильной трассы. Затруднение дыхания из-за выхлопов автомобилей, нерегулярный и держащий в состоянии напряжения гул транспорта, существующая опасность наезда утомляют пешехода, сбивают дыхание из-за необходимости его задержки при пересечении с клубами дыма.

Предпочтительно идти по грунтовым дорогам или тропам, часто проложенным параллельно дорогам с покрытием или железным дорогам. При возможности следует выбирать травянистые участки грунтовой дороги, чтобы меньше травмировать стопы ног. Железные дороги хорошо использовать для движения в холодную погоду, когда не плавится пропитка шпал, выделяя токсичные вещества. Насыпи часто используемых железных дорог на бетонных шпалах обычно испачканы вредными маслами, которыми обильно смазываются подвижные части составов. Однако, на железной дороге, даже при отсутствии крупного щебня, наваленного поверх шпал, и укатанной широкой насыпи трудно удерживать скорость более 4 км в час.

2. Проходимое расстояние и переносимый груз. Испокон веков на Руси ходили пешком на любые расстояния. Человеческий организм идеально приспособлен для пешей ходьбы. В основе этого преимущества человека лежит редкий волосяной покров, что обеспечивает хорошие условия для терморегуляции, прежде всего, для излучения тепла, выделяющегося при движении. Кроме того, руки человека, в отличие от передних конечностей животных, практически не участвуют в движении, при этом сердце и внутренние органы почти не подвергаются вибрациям.

Избыточный вес пешехода входит в переносимый груз. О наличии излишков веса объективнее судить не по известным соотношениям между ростом и весом или толщине жировой складки, а по способности к длительным пешим перемещениям. Многовековой пехотный опыт показывает, что среднее расстояние, проходимое солдатом с полной выкладкой за сутки составляет около 40 км. Это означает, что движение осуществляется в общей сложности 8 часов (со средней скоростью 5 км в час). Остальное время суток расходуется на восстановление и питание.

В сапогах или ботинках хорошо ходить только по грязи или крупному щебню. В отличие от солдата турист несет существенно меньший груз, обут в легкие и мягкие кроссовки, которые обеспечивают лучшую теплоотдачу и меньше натирают стопу. Поэтому расстояние, проходимое за сутки, можно увеличить в 2 – 2,5 раза, то есть довести до 80–100 км.

Комфортность прохождения и длина пути ограничиваются подогнанностью обуви и нагрузкой на ступни. Удельная нагрузка на стопу обусловлена весом пешехода и переносимым грузом. С этой точки зрения преимуществом для пешего хождения обладают те, кто имеет более широкую и длинную стопу. Личный опыт показывает, что десятилетние дети, идущие налегке или с легким рюкзачком, за счет меньшего роста испытывают небольшую нагрузку на стопу, что позволяет избежать потертостей и не уступать взрослым в скорости перемещения на десятки километров.

3. Питание в пути. При скорости 5 км в час потребности организма в кислороде удовлетворяются только за счет воздуха, вдыхаемого легкими и кожей. При этом отсутствует задержка дыхания, возникающая при ускорениях. В аэробном режиме животный сахар – гликоген – расщепляется до глюкозы очень экономно, только для удовлетворения потребностей организма в энергии.  Гипервентиляция организма кислородом и азотом воздуха вызывает особое состояние, которое не случайно называется «дорогу осилит идущий». В этом состоянии человек может пройти (по преимущественно равнинному маршруту) сотню километров, после чего испытать легкую эйфорию и почувствовать себя бабочкой в полете. Отдохнув и откормившись в течение следующих суток турист сможет продолжить путь.

Непосредственно перед прохождением маршрута и в процессе движения не следует употреблять высокобелковую и трудно усваиваемую пищу. Легкомысленно есть соленую пищу менее чем за половину суток перед началом движения. Пища, взятая в дорогу, не должна быть скоропортящейся и содержать соль в качестве консерванта. Половинка черного хлеба, несколько отваренных в кожуре картофелин, зеленые (или репчатые) лук и чеснок, нерафинированное подсолнечное масло (50 г в сутки на человека) – вот и весь продуктовый набор туриста на 100 км пути.

В жаркую погоду организму не требуется питание для получения энергии на согревание. Расщепление пищи, особенно высокобелковой, связано с выделением энергии, что усугубляет состояние организма, который и без того находится в экстремальных условиях. Поэтому желание поесть может не возникать до охлаждения внешней среды или приема водных процедур. При нахождении организма в холодной среде трудно усваиваемую пищу также есть нежелательно, поскольку тепло, выделяемое при ее расщеплении, могло бы согреть тело, но ему не хватает внешней энергии для переработки пищи.

Организму, пресыщенному тепловой и солнечной энергией, нужна не пища, а вода. Тем не менее иногда приходится есть, не испытывая чувства голода, только для того, чтобы немного облегчить рюкзаки и уменьшить нагрузку на стопы, дающую о себе знать неприятными ощущениями при неровностях дороги.

Человек дышит, впитывает пары и воду всей поверхностью кожи, ему нет необходимости при интенсивной нагрузке и перегреве, как хищнику, держать рот открытым. Напротив, в условиях жаркой погоды и недостатка воды этого делать (например, продолжительно разговаривать) не следует для предотвращения потери жидкости через слизистую оболочку рта.

Маршрут должен предусматривать набор воды в населенных пунктах и родниках на местности, водные процедуры в ручьях, озерах и реках, встречающихся в пути. Вода на маршруте – это и питьё, и еда, дополнение к кислороду и азоту воздуха. Для пополнения запаса воды в организме человеку не обязательно принимать ее через желудок. Это важно при наличии водоема с бактерицидным загрязнением или воды неизвестного качества. Достаточно поплавать, окунуться в воду или омыться имеющейся водой, обязательно намочив голову. Продолжить движение следует в мокрой кепке.

Охлаждение головы так же важно, как принудительное охлаждение материнской платы в компьютере – голова потребляет около четверти энергии, необходимой организму для нормального функционирования. При избыточном внешнем нагреве терморегуляции (за счет потоотделения) оказывается недостаточно, что может привести к нарушениям мышления, вялости, апатии, тепловому удару и потере сознания. При движении даже в нежаркую погоду я не пропускаю ни одного источника, чтобы не подставить голову под обжигающие холодом струи.

При солнечном облучении в организме вырабатывается витамин Д. Для сохранения двигательной активности человеку необходимы и другие витамины, прежде всего, витамин С. До конца мая дорога сама кормит путника, особенно питательными являются зеленые побеги сосны, цветы одуванчика и яблони. В июне можно взять в дорогу незрелые ягоды крыжовника и черной смородины – они богаты витамином С. Стакана-другого путнику хватит на суточный поход. Сочные умеренно кислые ягоды крыжовника особенно хорошо восстанавливают силы и утоляют жажду, обеспечивая перистальтику кишечника.

4. Одежда в пути. После обуви это – главное для путника. Если в холодную погоду допускается использование синтетической одежды (только ненательной!), то в жару эти достижения цивилизации, может быть, за исключением палатки из синтетического материала, становятся опасными для путника. Одежда должна быть хлопчато-бумажной или льняной, неокрашенной или светлых тонов, чтобы отражались солнечные лучи и не затруднялось дыхание через кожу.

Голова покрывается кепкой с широким козырьком, при необходимости для защиты от боковых солнечных лучей под кепку вставляется навыпуск носовой платок. Плотная куртка надевается на голое тело, а охлаждение, защита от Солнца или ветра, аэродинамические качества обеспечиваются застегиванием или расстегиванием пуговиц. Брезентовый рюкзак должен лежать на куртке, которая предотвращает натирание плеч и спины, а также впитывает пот. «Современные» синтетические рюкзаки носите зимой.

Куртка должна быть свободной, а ее рукава – засучиваться почти до плеч. Такая куртка своей тенью защитит от Солнца бедра и голени, которые менее всего нуждаются в теплой одежде, поскольку активно участвуют в движении и согреваются выделяющимся при этом теплом. Легкие трусы должны продуваться ветром. В холодную погоду одеваются дополнительные трусы (но не штаны!).

Правильность экипировки проверяется просто – при движении не должна потеть ни одна из частей тела. Неизбежно запотевание только части спины, находящейся под рюкзаком. При остановке куртка набрасывается на снятый рюкзак для проветривания. 

5. Ночлег в пути. Для ночевки хороши березовые посадки – нижние сухие сучья берез легко обламываются и хорошо горят. Костер лучше развести на насыпанном холмике земли. Прогревшись такая «печка» будет согревать лежащих вокруг путников, увеличивая интервал подбрасывания дополнительных порций сучьев. Чтобы не ощущать ночью «эффекта погреба» не следует выбирать место ночлега в низинах. У ручьев, малых рек вас будут донимать комары. Доступ небольшому ветру на возвышенностях обеспечит разгон кровопивцев.

Сухое место менее комфортно для клещей, которые спасаются в дерне от жары. Минимум одежды исключает потение, а клещи обычно впиваются в потные места под одеждой. Не злоупотребляя одеждой, вы повышаете чувствительность вашей кожи к появлению на ней насекомых. По загорелой и огрубевшей коже клещ ползет неуверенно до тех пор, пока вы его не смахнете.

6. На нехоженом маршруте. Заблудившись и не видя вокруг следов жилья в лесо-степной холмистой местности, лучше найти подходящее для ночлега место, дождаться темноты и осмотреть округу. Обычно в темноте появляются огни или засветки, что позволит начать движение на рассвете в правильном направлении.

Нужно стараться выбирать наезженную дорогу или нахоженную тропу, учитывая, что речки, ручьи и овраги могут извиваться самым неожиданным образом. К местам рыбной ловли и летнего отдыха возможны тупиковые проходы, их бесплодное обследование (в надежде сократить путь) отнимает много времени и сил.

Бывает, на маршруте неожиданно обнаруживаются погосты (сельские кладбища) в десятке-другом километров от населенных пунктов. Прямо по Константину Симонову:

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил.
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Погосты укроют вас от палящего Солнца и зарядят энергией предков для продолжения пути. Повторное прохождение маршрута делает его родным, а Родная земля в беде не оставит – Россия, СССР всегда были сильны деревней. Как сказал  Михаил Кошкин:

В кутерьме долгих лет затеряться навек
От деревни вдали не желаю...
В неизвестность просёлком идёт человек
Делать славу любимому краю.

После продолжительного пребывания в загаженном мегаполисе и его окрестностях многих тянет (но не многие имеют возможности) подышать заграничным воздухом. С недавних пор их стали называть туристами, хотя настоящий турист идет с рюкзаком пешком. Он составляет единое целое с Природой, а не со сгустком потных тел в экскурсионном автобусе.

Сомнительно качество жизни на престижных курортах. Более низкой плотности населения, чем в России, нет нигде в мире. Следовательно, лучшего отдыха, чем в российской глубинке, вам не найти. А глубинка начинается уже в нескольких десятках километрах от среднего города: дороги без покрытия, непаханые поля, зарастающие березками и сосенками, разрушенные катастрофической перестройкой фермы и элеваторы.

Но жизнь теплится. Плотность населения здесь такова, что здороваешься с незнакомцем, как с родным человеком. Воздух и вода – на зависть загранице. А уж природы столько, что день можешь идти и человека не встретишь, только птицы поют. Здесь вам некому будет капать на мозги и рекламой провоцировать на покупку никчемных вещей и продуктов. В степной и лесо-степной зонах валюта одна – вода, которой много не унесешь. Вот здесь можно раскрепоститься и, хотя бы на время, перестать чувствовать себя винтиком тоталитарной потребительской системы.

Владимир Филаретов, 
профессор Ульяновского государственного технического университета, 
доктор технических наук

Категория: Движение | Добавил: mrAlex (10.11.2013)
Просмотров: 782 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Сайт "Турвода" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz